Gazeta.ru
Жалобы на iPhone не принимать

01.07.2010

Против Apple в американские суды поступают первые заявления по поводу дефекта антенны в новых смартфонах iPhone 4. В самой компании техническую проблему не признают и не собираются с ней бороться. Продавцам гаджета Apple рекомендует успокаивать недовольных покупателей тем, что другие телефоны не лучше.

Компания Apple начала рассылать в точки продаж и в call-центры специальную внутреннюю инструкцию, регламентирующую ответы сотрудников на вопросы, касающиеся потери сигнала iPhone 4, сообщает специализированный ресурс Boy Genius Report.

Уже на следующий день после начала продаж нового гаджета многие пользователи заметили серьёзные проблемы с приёмом сигнала. Один из первых покупателей iPhone Ричард Уорнер пожаловался в интервью BBC, что новый коммуникатор «абсолютно бесполезен в его нынешнем состоянии». На YouTube были опубликованы десятки роликов, демонстрирующих, как, находясь в руке, телефон теряет уровень сигнала с 4 «планок» до одной всего за 20 секунд, в ряде случаев телефон может и вовсе потерять сеть. Конкуренты сразу же попытались обратить проблему в свою пользу: Nokia вывесила на своем блоге издевательский ролик на эту тему. Многие покупатели обратились с жалобами в магазины. И сотрудники оказались не готовы к такой атаке.

В разосланной продавцам гаджетов инструкции от Apple рассказывается, как усмирять жалобщиков. В первую очередь рекомендуется обратить их внимание на то, что тестирование антенны iPhone 4 показало её максимальную эффективность по сравнению с более старыми версиями смартфонов. Также недовольным клиентам надо рассказать, что подобная проблема существует почти во всех мобильных телефонах. Например, iPhone 3GS не рекомендуется трогать за левый нижний угол, и с этим «фактом из беспроводной жизни» надо смириться. Кроме того, недовольным покупателям рекомендуется купить за $29 специальный чехол из резины или пластика, который изолирует корпус от прикосновений и сводит проблему антенны на нет.

При этом сотрудникам категорически запрещается успокаивать разъяренных покупателей, обещая им такие чехлы бесплатно, или признавать, что проблема с антенной попадает в список гарантийных случаев.

Антенной iPhone 4 являются стальные боковины его корпуса. Об этом новшестве Apple с гордостью заявляла как о достоинстве новинки. При этом антенна эта разделена на 2 части — одна для приёма сигнала GPS, Wi-Fi и Bluetooth, другая для работы с сетями сотовой связи. «Человеческая кожа проводит электрический ток. Поэтому, когда пользователь держит телефон, особенно потной рукой, он закорачивает обе эти антенны. Приведённая длина антенны увеличивается, и она отстраивается от резонанса», – рассказывает эксперт-аналитик рынка мобильных гаджетов Михаил Фадеев. Исследователи Ольборгского университета доказали, что более 90% сигнала антенны любого телефона может исчезнуть в таких обстоятельствах.

Выяснилось, что за день до официального поступления в продажу смартфона iPhone 4, когда в сети начали публиковаться первые сообщения о возможных проблемах с антенной, компания Apple опубликовала объявление о приеме на работу «инженера по антеннам iPad/iPhone» и две должности «инженера по беспроводным системам iPhone OTA». Однако сейчас, несмотря на все нападки, Apple, судя по всему, передумала признавать дефект аппарата и как-либо менять конструкцию своего детища.

Слухи об исправлении ситуации с помощью патча в прошивке смартфона также не подтверждаются. «Вполне очевидно, что Apple заняла позицию, будто с антенной все в порядке, — пишут обозреватели Boy Genius Report. — Это неудивительно, так как большинство компаний никогда не признает, что их флагманские продукты имеют изъяны, которые невозможно устранить». Заместитель исполнительного директора РОЦИТ Сергей Гребенников поддерживает позицию Apple: «Это обычная история – попытаться найти недостаток в любом успешном продукте».

Всё решится в судах. Как сообщает агентство Bloomberg,

в федеральный суд Сан-Франциско уже были поданы сразу два групповых иска против Apple. «Начало продаж смартфонов, притом что в компании знали о его дефекте, означает искажение фактов и мошенничество.

Скрывая информацию о дефекте в iPhone 4, Apple совершила массовый обман сотен тысяч ничего не ожидающих покупателей», — говорит один из заявителей. Юридическая контора Kershaw, Cutter & Ratinoff, известная своим участием в коллективных исках, начала собственное расследование дефектов iPhone 4. В размещенном в сети объявлении её юристы обращаются к владельцам iPhone 4 с призывом сообщать о любых проблемах, связанных с новым гаджетом. В 2009 году контора уже заставила «яблочников» заплатить $22,5 млн компенсации за царапины на iPod nano. Готовят иски и в Британском сообществе левшей. Ведь новый смартфон теряет сеть, именно если его держать левой рукой, так что левши считают это дискриминацией. Руководитель проектов IT-компании Flexis Максим Павлов считает, что хотя проблема плохого проведения сигнала через человека может возникать и в других телефонах, но в iPhone 4 она принципиально иная. «Человек замыкает антенну рукой, а не перекрывает поступление сигнала. Соответственно, проблема абсолютно новая и должна решаться с помощью технических специалистов как можно быстрее», – говорит он. А в суде ее оспаривать сложно, добавляет он, ведь обычно такие разбирательства длятся годами.

Игорь Бахарев

Вернуться к списку публикаций