«Ведомости»
Технологичные закупки

31.01.2012

В последнее время компании все активнее закупают товары на электронных торговых площадках, тем более что интерес к этому инструменту торгов подогревает и государство. Как устроен рынок электронных закупок и на что нужно обращать внимание, чтобы закупки происходили действительно эффективно?

По данным аналитиков одной из площадок электронных торгов — B2B-Center, в 2011 г. в России были объявлены электронные торги более чем на 5 трлн руб., что составляет около 10% от всех торгов в стране (в том числе в офлайн-режиме). Большую часть — около 65% — составляют закупки государственного сектора. Для сравнения: в 2010 г. на электронном рынке прошли торги на 600 млрд руб., что составляло менее 1% от всего российского товарооборота.

В 2010 г. правительство внесло изменения в закон о госзакупках, обязав предприятия госсектора закупать товары и услуги в форме электронного аукциона. А с 1 января 2012 г. вступил в силу закон «О закупках работ, товаров, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающий правила проведения закупок для госкомпаний, естественных монополий и организаций с госдолей. В частности, все они теперь должны публиковать информацию о любых своих закупках на официальных сайтах, а с 1 июля 2012 г. — на едином государственном портале. В конце декабря появился и проект перечня обязательных закупок в электронной форме для госкорпораций и естественных монополий, в данный момент находящийся на рассмотрении правительства(см. врез).

Закупки с помощью электронных торговых площадок автоматизировали уже десятки тысяч компаний, как частных, так и государственных. По данным аналитиков одной из крупнейших таких площадок — B2B-Center (Центр развития экономики), за 2011 г. компаний, приобретающих товары и услуги с помощью электронных площадок, стало больше на 1/3. И если размещение госзаказа в электронном виде возможно лишь в форме аукциона, то частные предприятия проводят в электронном виде открытые конкурсы, запрашивают предложения и цены, ведут конкурентные переговоры и многое другое. Так можно закупать «до 98% всех необходимых товаров и услуг», уверен коммерческий директор B2B-Center Андрей Бойко. Пока, по его словам, услугами электронных торговых площадок пользуются в основном крупные компании, но в перспективе подтянутся средние и малые игроки.

Отличия — в 1000 мелочей

Чем отличаются функционалы площадок и за счет каких технологий они могут конкурировать между собой?

Прежде всего площадки делятся по специализации — преимущественно для государственных клиентов и для корпоративных. Площадок для госзакупок всего пять (отобраны Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой): «Сбербанк-АСТ», «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП) правительства Москвы, Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, «РТС-тендер» и ММВБ. Они существуют всего два года, и изначально их функционал был подогнан под предписанный законом о госзакупках — электронный аукцион. Сейчас эти площадки все активнее работают и с корпоративными клиентами.

Коммерческие площадки, рассказывает Бойко, в свою очередь, делятся на «доски объявлений» (или агрегаторы торгов), узкоспециализированные (под одного-двух заказчиков) площадки с ограниченным набором торговых процедур и полнофункциональные электронные торговые системы.

В сегменте «досок объявлений» конкуренция достаточно велика, но, как правило, подобные ресурсы не сильно отличаются друг от друга, продолжает Бойко. Конкурентные преимущества сводятся к тому, кто соберет в интернете больше информации по действующим торгам и окажет больше дополнительных сервисов по оповещению подписчиков о новых торгах на определенную тематику. В сегменте торговых площадок конкуренции гораздо меньше, так как часто они сделаны «под себя» крупными компаниями-закупщиками.

Наиболее же сильно соперничают друг с другом площадки, на которых работают несколько заказчиков: они стремятся усовершенствовать свои технологии, приумножить число клиентов и увеличить объем торгов. Серьезных игроков в этом сегменте «5-7», все они имеют в основе схожий функционал и позволяют совершать основные торговые процедуры: проводить аукционы и редукционы (аукционы с понижением предложения), запрос цен и предложений, конкурсы, конкурентные переговоры и т. п.

Конкурентные преимущества здесь определяются тонкими индивидуальными деталями, уникальными доработками технологии и не в последнюю очередь сроком присутствия на рынке и наработанным опытом. «Основная функциональность — кузов, мотор, колеса — присутствует у всех игроков, — говорит директор площадки “Тендер про” Олег Умрихин. — Отличия сводятся к “тысяче мелочей”, но именно эти мелочи определяют удобство работы».

Основное преимущество площадок, работающих с коммерческими клиентами, — гибкость, считает Умрихин: «Мы росли и развивались в системе, когда каждый заказчик требует своих нюансов, а мы должны подстраиваться». Например, система B2B-Center существует с 2002 г. и позволяет проводить все виды торгов и 43 их разновидности, в каждой из которых 58 настроек, рассказывает Бойко. Площадка поддерживает 30 платформ, адаптированных под разные категории клиентов.

«Тендер про» также существует с 2002 г., ее особенность — наличие «крупнейшего в рунете» каталога промышленных товаров, в котором могут проводиться тендеры, отмечает Умрихин. В марте 2012 г. он обещает выход обновленной версии площадки «Тендер про» на нескольких языках, после чего компания займется поиском партнеров для продвижения услуг за границей. В B2B-Center мультиязычный интерфейс уже реализован, говорит Бойко.

Коммерсанты и динозавры

Коммерческие площадки вынуждены оперативно откликаться на потребности рынка, а вот пять аккредитованных госплощадок развиваются гораздо медленнее. «Мы около трех лет были вынуждены использовать одну из государственных площадок и столкнулись с массой неудобств — как организационного, так и технологического типа, которые никто не торопился решать, — рассказывает начальник отдела снабжения “Росводоканала” Леонид Куртик. — Сейчас тестируем крупнейшую коммерческую площадку, и пока ее функционал по всем параметрам превосходит наши потребности».

Руководитель общественного проекта OpenGovData.ru «Государство и его информация» Иван Бегтин считает, что о сравнении функционалов в отрасли электронных закупок говорить порой и вовсе неуместно: «Если конкуренция и есть, то лишь в корпоративном сегменте. В соответствии же с законом о госзакупках отобрали не платформы, а организации, которым они принадлежали. У большинства из них никакого опыта в проведении электронных аукционов не было».

«От момента объявления Минэкономразвития и ФАС результатов конкурса операторов площадок электронных торгов до момента выпуска площадок прошло менее полугода — можно ли создать качественную систему за такой срок?» — задается вопросом Умрихин. По его мнению, чиновники создали «динозавров на госдовольствии: стали усиленно их кормить и фактически вывели из процесса естественного отбора». Искусственно созданные госплощадки пытаются конкурировать не технологиями, а политическим влиянием, вторит ему Бойко.

Представители госплощадок с мнением конкурентов из коммерческого сегмента не согласны. «Мы усовершенствовали аппаратный комплекс, увеличили мощность серверов, разработали площадку в соответствии с законом», — перечисляет гендиректор «Сбербанк-АСТ» Феликс Кордыш. «Мы привыкли работать под жестким контролем Федеральной антимонопольной службы, Рособоронзаказа, прокуратуры, правоохранительных органов и общественности, — вторит ему представитель “РТС-тендера”. — Это заставило нас вложиться в надежность площадки и сделало нас сильнее и конкурентоспособнее».

Уникальна ли Россия

Западных аналогов, полностью идентичных российским системам по функциям, не существует, уверяет Бойко. Есть интернет-магазины, есть так называемые системы отбора поставщиков (нечто среднее между «досками объявлений» и системами торгов), но только в России уделяется такое внимание разработке именно торговых процедур, считает он. Западные ресурсы типа Alibaba.com основной акцент делают на то, чтобы закупщик и поставщик просто нашли друг друга.

Тема электронных закупок (e-procurement) развивается за рубежом давно, уточняет представитель «РТС-тендера», но целью в основном является автоматизация и повышение эффективности внутренней работы корпоративных служб закупок. Российские же решения больше нацелены на работу вовне: «Личное общение с поставщиками в другом конце такой большой страны может оказаться слишком дорогим удовольствием». «Россия пошла по уникальному пути, гораздо более продвинутому и прогрессивному, чем западные страны, создавая открытые системы для публичного заказа», — согласен первый заместитель гендиректора ЕЭТП Андрей Черногоров. Но выход закона «О закупках работ…» дает надежду, что такой рынок может образоваться за 2-3 года, добавляет он.

Хотя российские чиновники уделяют технологиям большое внимание, «на самом деле это вопрос того, какой дубинкой вас будут бить — технологичной или обычной», возражает Бегтин. Принципиальное различие торговых площадок в России и на Западе, по его мнению, именно в законодательстве: например, наши законы, регламентирующие госзаказ, соответствуют скорее унитарному государству, чем федеративному, полагает он. По мнению Бегтина, нигде в мире система госзаказа так тотально не контролируется одной лишь исполнительной властью, как в России.

Перспективное будущее

Электронные торговые площадки будут очень активно развиваться в ближайшие 5-7 лет, в лидеры выйдут три-четыре компании, они и поделят между собой рынок, прогнозирует Бойко. В периоды экономической нестабильности рост может быть даже более быстрым: предприятия будут искать, как сэкономить. Умрихин из «Тендер про» делает ставку на федеральную контрактную систему, призванную заменить в будущем закон о госзакупках, который «своим жестоким ограничением процедур консервирует рынок госзакупок». Большая свобода заказчиков в рамках контрактной системы должна обогатить рынок технологиями, рассчитывает он.

Сейчас рынку электронных закупок еще недостает глубины и зрелости, считает исполнительный директор группы «Аспект» (занимается IT-консалтингом и исследованиями) Артем Генкин. По его мнению, должно быть не более 20-30, но и никак не 3-5 коммерческих площадок, подчиненных единым стандартам, прозрачных, неаффилированных, застрахованных с точки зрения ответственности, и все они должны иметь доступ к организации торгов в госсекторе.

А впоследствии появится новый рынок — «постпродажного» IT-сопровождения площадок, «так как сильнейшие из выживших перейдут ко второй стадии конкуренции и станут привлекать потребителя в первую очередь качеством услуг», говорит Генкин. Технический директор платформы iDecide Юрий Новиков полагает, что площадкам нужно больше ориентироваться на запросы клиентов и добавить открытости, для чего, возможно, стоит пригласить в штат экспертов и проводить больше бесплатных обучающих мероприятий.

Екатерина Суворова

Вернуться к списку публикаций