«Секрет фирмы»
Ветер на деньги

01.05.2013


С Максимом Каманиным произошла почти сказочная история: студент из провинции создал новую технологию, привлек $3,5 млн и выпустил продукт, который пользуется спросом. Есть ли место для сказочных сценариев в реальной жизни?

В фильме "Особое мнение" персонаж Тома Круза управляет компьютером, водя перед собой руками. Изображение транслируется прямо в воздухе перед героем. Дело происходит в 2054 году.

Год 2013-й. Digital October на "Красном Октябре". CEO и основатель компании Displair Максим Каманин уже 20 минут пытается настроить картинку на воздушном экране Displair. "Максим — перфекционист. Дай ему волю, он еще года два будет доводить прибор до совершенства. Но рынок не ждет, мы настояли, что пора начинать продажи",— говорит Александр Чачава, управляющий партнер LETA Capital. Из $3,5 млн инвестиций, которые "поднял" Displair, $3 млн — деньги LETA Capital. Взамен фонд получил 30-процентную долю в компании.

Принципом работы Displair напоминает бытовой увлажнитель воздуха. Прибор сме

шивает воду, воздух и выбрасывает получившуюся смесь вверх. Капли воды — размером от 3 микрон, и рука не ощущает влагу. На получившуюся стену "сухого тумана" проектор транслирует изображение с обычного ноутбука. Множество датчиков отслеживает движение рук человека и позволяет управлять картинкой. "Только на проницаемом экране возможно взять предмет и повертеть его в пространстве",— говорит Максим Каманин.

Пока продукции Displair до экрана из "Особого мнения" — как первому мобильному телефону Motorola 1973 года до iPhone 5. Луч проектора светит в лицо, изображение колышется, детали расплываются, к мультитач нужно приноровиться.

Тем не менее продукт оказался востребован. Меньше чем за месяц Displair собрал свыше 700 предзаказов, каждый обойдется клиентам более чем в $13,3 тыс. Александр Чачава рассчитывает, что проект выйдет в плюс уже в следующем году.

Встреча инноваторов

24-летний Максим Каманин живет в Астрахани и летом ездит на работу на велосипеде. Всю свою жизнь Максим что-нибудь изобретал. К примеру, когда учился в Астраханском государственном техническом университете, писал вирусы, а его друзья должны были за три часа написать антивирус. Дипломную работу, посвященную шифрованию данных, Максим сумел продать одной из местных ИТ-компаний.

Как-то в 2009 году Каманин обсуждал с одногруппниками технологии, которые неминуемо появятся в будущем. Если верить фантастам, будущее за проницаемыми объемными экранами и мультитач-управлением.

Максим Каманин служит иподиаконом при архиерее в одном из астраханских храмов. На следующий день после дискуссии с одногруппниками во время службы он долго смотрел на колебания воздуха над горячей свечой. "Почему бы не проецировать изображение на поток обработанного воздуха?" — подумал студент. Каманин принялся изучать физику миражей в пустынях и радуги после дождя.Впрочем, когда Максим поделился своими мыслями со специалистами на научной конференции в АГТУ, один из профессоров сказал, что "это невозможно с точки зрения физики".

Первое время все изыскания Каманина носили теоретический характер. Летом 2010 года он зарегистрировался на технологическую смену форума "Селигер". За две недели до начала форума его организаторы позвонили Максиму и пообещали поставить прибор в шатер, посетить который планировал президент РФ Дмитрий Медведев. Показать разработку главе государства — неплохое начало, рассудил Каманин. Проблема лишь в том, что никакого прибора у него не было. На выручку Максиму пришли отец и брат — они успели собрать в своей квартире прототип первого Displair. В основе прибора был бытовой увлажнитель воздуха, часть деталей сумел изготовить брат Станислав — он тогда работал оператором лазерного станка на одном из астраханских заводов. Изображение было крохотное, оно не было интерактивным.

Вряд ли Медведев увидел бы прототип, если бы не жена Максима Светлана. Она сумела пробраться мимо ФСО и пригласила президента посмотреть на изобретение мужа. Медведеву Displair понравился, Каманина показали по федеральным ТВ-каналам. Максим, вернувшись в Астрахань, учредил ООО "Дисплаир компани".

1,5 литра воды в час расходует Displair. В него вмонтирован резервуар на 18 литров. При этом влажность в помещении увеличивается незначительно. Разработчики уверяют, что устройство работает при температуре от -50° С до +50° С

Деньги на воздух

На деле оказалось, что одобрение президента и внимание телевизионщиков мало чего стоят. Каманин жил на зарплату супруги-преподавателя и подрабатывал, решая математические задачи студентам. Доводить до ума прототип помогали друзья и одногруппники. Помещение предоставил АГТУ, где Максим учится в аспирантуре.

Первые переговоры с инвесторами привели Максима в уныние. Один хотел за небольшие деньги получить 90% компании. Другой предлагал инвестиции, если фирма будет ставить дисплеи только в его ресторанах.

Чтобы хоть как-то развиваться, в 2011 году Максим и его команда начали активно участвовать во всевозможных конкурсах и претендовать на гранты. Они выиграли Кубок техноваций МФТИ, Зворыкинскую премию, конкурсы "Бизнес-старт" и "Умник" и др. Премии редко превышали несколько десятков тысяч рублей, а выплачивали их не сразу.

Грант Сколково получить не удалось. Фонд выделяет гранты в зависимости от стадии развития проекта. Пока Каманин готовил документы, а фонд их изучал, Displair по классификации фонда перешел из первой стадии во вторую. В итоге удалось только стать резидентом Сколково. Это дает возможность не платить налог на прибыль и снизить ЕСН с 35,6% до 14%. Но прибыли у Displair нет, а ООО было зарегистрировано по упрощенной системе налогообложения. "Мы слишком быстро растем и не успеваем вписаться в систему грантов Сколково",— говорит Максим.

Зато проект заметили западные массмедиа. В 2011 году про Displair написали TechCrunch и Mashable. Благодаря этому в начале 2012 года Каманину удалось привлечь первый раунд инвестиций. Среди частных инвесторов, вложившихся в проект,— бизнес-ангел Эстер Дайсон (президент венчурного фонда EDventure Holdings), Пьер Вибер (CFO в Rasec Vostok), Александр Бадерко (экс-директор по развитию "Одноклассников") и другие. По данным "СПАРК-Интерфакс", сейчас у компании 33 совладельца, из них более 20 — сотрудники (всего в компании работают сегодня свыше 60 человек, самому Максиму принадлежит более 40%), остальное — доли фонда и бизнес-ангелов.

Основной инвестор — LETA Capital. "Идея фонда — инвестировать в инновационные технологии, которые имеют потенциал на международных рынках,— говорит Александр Чачава.— Таких проектов совсем немного, а Displair — один из самых перспективных. Мы изучили патентный ландшафт: прямых конкурентов у проекта нет".

Это не совсем так. Проектов, позволяющих управлять компьютером с помощью жестов, множество. Самый известный — Kinect от Microsoft. Технологии, создающие проницаемые дисплеи, тоже существуют уже несколько лет. Американская компания IO2 Technology и финская FogScreen выпускают первые воздушные дисплеи с середины 2000-х. Два физика из Воронежа — Константин Поликарпов и Михаил Ильин — создали свой воздушный экран PoliVizor в начале 2010 года.

Заслуга Displair в том, что компания сумела лучше других объединить две технологии. "У нас поток частиц организован так, чтобы обтекать препятствие, это позволяет давать наиболее точное мультитач-управление. Нет ни одного устройства в мире, которое точнее управляет изображениями в пространстве",— уверяет Каманин.

Другой вопрос: а так ли нужно этой картинкой управлять? "Displair смешал две технологии и теперь пытается придумать этому прибору утилитарное применение. Куда важнее размер изображения, его стабильность, здесь мы их обыгрываем",— говорит Михаил Ильин. В год его компания продает всего около десяти дисплеев PoliVizor. Они лишены мультитач-управления, зато размер экрана составляет 2х1,5 м (цена около 600 тыс. руб.), размер Displair — 40 х 60 см. "Инвесторы любят красивые истории. Они скорее будут вкладываться в разработки молодых парней, чем в компанию 50-летних. Хотя наш продукт объективно лучше",— рассуждает Константин Поликарпов. Привлечь инвестиции в свой проект ему пока не удалось.

40 см . Такова сегодня максимальная высота Displair. Зато ширина может быть неограниченной — достаточно выстроить дисплеи в ряд

дисплей в разрезе

Реклама — двигатель экрана

Первые работающие образцы Displair выпустил в середине прошлого года: детали изготавливают на 3D-принтере, собирают вручную в Астрахани. Получается дорого и не очень качественно, модели часто дают сбой.

Чтобы опробовать технологию, Максим решил экраны не продавать, а сдавать в аренду. Сейчас услугой воспользовались уже более 150 компаний, среди них Microsoft, Intel, Google, "Мегафон". В основном Displair используются на выставках. День аренды дисплея обходится в $1 тыс.

В начале 2013 года компания заказала пресс-формы в Китае (обошлись они в сумму около $1 млн). Полноценное производство в Китае должно заработать в конце лета. В марте Displair начал принимать предзаказы. За 2013 год Displair планирует реализовать 3 тыс. устройств. По словам директора по маркетингу и продажам Displair Андрея Мельникова, основной рынок — это США. Здесь продажами Displair занимается компания Flexis — в продвижение этих экранов дистрибутор готов инвестировать $0,5 млн в 2013 году.

Стенд нефтехимической компании "Сибур" на последней выставке "Интерпластика" в январе 2013 года украшали два экрана Displair. "Раньше я работала с западными производителями экранов, но когда у ребят появился готовый продукт, мне было интересно попробовать именно российскую разработку",— рассказывает директор арт-студии "Виатек", создавшей стенд, Татьяна Чуркина.

Публика экранами заинтересовалась, но, по мнению Татьяны, Displair не лишены недостатков. Компания собирает два вида экранов — в одном проектор размещен за экраном, в другом сигнал идет через зеркало. Первый тип занимает больше места, и свет бьет в глаза. Во втором видно две картинки: одну в зеркале, другую в воздухе. "Пропадает эффект волшебства",— сетует Татьяна.

Самый очевидный потребитель Displair — event- и рекламные агентства. Экран привлекает внимание людей и вызывает желание потрогать его руками (см. график). На последней компьютерной выставке CES в Лас-Вегасе Displair вызвал настоящий фурор. Попробовать экран в действии выстроилась очередь посетителей.

В конце прошлого года Каманин побывал в парижском офисе L'Oreal. Сейчас Displair разрабатывает контроллер, который придаст изображению не только объем, но и запах. Парящий в воздухе цветок можно будет и сорвать, и понюхать. Французы готовы покупать дисплеи для парфюмерных магазинов.

Потенциальный рынок сбыта обнаружился и в Японии. Дело в том, что в этой стране совершенно не распространены платежные терминалы: японцы брезгуют ими пользоваться, так как экран трогал кто-то еще. Displair позволяет эту проблему разрешить: купюроприемник можно установить в стационарной части, а "воздушную" использовать для ввода информации.

Продавать по всему миру несколько тысяч интерактивных дисплеев в год — задача не такая уж и сложная. Но для Максима Каманина ниши, на которые нацелилась компания,— лишь стартовая площадка. "Я не  то что бы верю: за проницаемыми дисплеями будущее, я это знаю",— говорит Максим. Чтобы реализовать мечту, ему предстоит сразиться с такими гигантами, как Samsung, Microsoft и Google. Если монстры окажутся сильнее, никогда не поздно продать им свои разработки.

Рекламный туман

Экспрет

Дмитрий Чихачев, управляющий партнер Runa Capital:

— Displair — проект красивый, ребята его делают грамотные. Но на месте инвестора я бы задал два вопроса. Первый — насколько этот дисплей износостойкий? Проверить стабильность работы прибора можно только в процессе достаточно длительной эксплуатации в реальных условиях. Второй — каковы возможности коммерческого применения дисплея? Пока кажется, что ключевой рынок — выставки и шоу. Но это все небольшие ниши, в которых уже есть серьезные конкуренты.

Николай Гришин

Вернуться к списку публикаций