Cio-world.ru
Игры уходят в Сеть

01.04.2010

Кризис практически не отразился на российском рынке онлайн-игр – они всё активнее замещают собой игры на физических носителях. Эксперты ожидают продолжения бума игр в социальных сетях и расширения круга профессиональных разработчиков.

Компьютерные игры продолжают оставаться одной из излюбленных форм досуга россиян. В кризис доходы многих отраслей серьёзно упали, но игровая индустрия показала завидный рост, особенно в части онлайн-игр. По оценкам iKS-Consulting, в 2009 г. объём этого рынка составил $210 млн, что на 31% больше по сравнению с показателем 2008 г. Учитывая девальвацию курса национальной валюты, рост рынка в рублях составил более 70%.

Аналитики инвестиционного холдинга «Финам» приводят несколько иные цифры. По их оценкам, в 2009 г. сегмент онлайн-игр вырос до $260 млн (+30% по отношению к 2008 г.).

Кризис не помеха?

Но нельзя сказать, что кризис совсем не повлиял на рынок онлайн-игр. «С одной стороны, кризис “не виден” в росте пользовательской базы Интернета: нет никакого провала или стагнации, продолжается неторопливый рост, - говорит эксперт «Финама» Леонид Делицын. - С другой стороны, если в прежние годы рост рынка был кратным, то в 2009 г. его рост составил 25-30%. Однако сложно с уверенностью сказать, чем вызвано замедление – кризисом или естественным насыщением рынка. Мы склонны считать, что играли роль оба фактора».

В кризис произошли серьёзные изменения в бизнесе игроков рынка. Множество проектов было закрыто, прекратили существование несколько еще вчера успешных и многообещающих компаний (например, студия GRIN). «Но из обломков старого собрались новые компании - более собранные и смелые, практически стартапы, не требующие больших инвестиций прямо сейчас», - подчёркивает Илья Курылёв, креативный директор компании Flexis Games, специализирующейся на создании заказных игр, а также многопользовательских игр для социальных сетей. По его словам, большой популярностью стали пользоваться проекты, которые можно сделать быстро и дешево, например, за 2-3 месяца и $50 тыс., и тем самым доказать свой потенциал.

Начало 2009 г. оказалось довольно безрадостным, но в течение года были запущены десятки проектов, которые так или иначе занялись онлайн-играми. В первую очередь их инициативы касались браузерных игр и игр в социальных сетях. После некоторой спячки в индустрию стали вновь поступать средства инвесторов. Конец 2009 г. был отмечен крупной сделкой – Mail.ru приобрела занимающую около 60% рынка онлайн-игр (по данным iKS-Consuling) компанию Astrum Online Entertainment (AOE).

Вместо моря – «игрушка»

Снижение покупательской способности российских граждан в связи с кризисом привело к перераспределению сфер интересов от дорогостоящих развлечений (путешествия, рестораны и т.п.) к более экономичным, среди которых одно из главных мест занимают игры, отмечают эксперты iKS-Consulting.

На самом рынке онлайн-игр произошло несколько заметных изменений. Илья Курылёв обращает внимание на интересную тенденцию клонирования игр из сети Facebook, уже достаточно успешных и раскрученных. Одних только "ферм" «ВКонтакте» на сегодня пара десятков. «И интерес игроков к ним не ослабевает, когда выходит новая игра со словом "ферма" в названии, в первый же день 20 тыс. игроков приходят без рекламы, просто посмотреть, что там такого еще придумали», - говорит эксперт компании Flexis Games.

По словам аналитика iKS-Consulting Елены Крыловой, в сегменте онлайн-игр растет доля клиентских игр. Доля браузерных игр снизилась с 40% в 2008 г. до 30% в 2009 г. Лидирующие позиции занимают условно- бесплатные (с бесплатным доступом в игру) клиентские ММО.

Сеть теснит диски

Уже несколько лет рынок онлайн-игр активно растёт и уже практически догнал по объёмам рынок игр на физических носителях. В 2009 г. ряд производителей игр на дисках терпели падение продаж в 1,5-2 раза, отмечает Елена Крылова. Основной аудиторией онлайн-игр остаётся молодёжь, большинство её представителей уже активно пользуются Интернетом, ощущая его преимущества. Физические носители постепенно замещаются онлайном. «Доля онлайн-игр будет расти, даже тяжелые игры будут скачиваться онлайн», - ожидает Леонид Делицын.

«Год-два назад бурный рост переживали браузерные игры, сейчас это игры для социальных сетей, - рассказывает Илья Курылёв. - Буквально год назад многомиллионными лидерами «ВКонтакте» были "Счастливый фермер", "Коктейль другу", а теперь игр, собравших миллионную аудиторию, больше сотни».

Сложность игрового рынка в том, что технический прогресс постоянно создаёт новые возможности. Выходят новые видеокарты, новые версии Flash, DirectX, появляется 3D для браузера, растёт пропускная способность интернет-каналов, выходят новые более мощные консоли. «Игрокам надоедают старые игры и они хотят чего-то более впечатляющего, - замечает Илья Курылёв. - Это заставляет повышать бюджеты и соответственно сроки на разработку. У "больших" игр на физических носителях бюджеты давно перевалили за несколько миллионов, а сроки за несколько лет. Сегодня всё меньше компаний способны хоть что-то на этом рынке делать». В браузерных и социальных онлайн-играх, говорит специалист, все ещё не так плохо, пока наблюдается активный рост, но тенденция та же.

Тенденции и ожидания

Опрошенные CIO-World.ru эксперты ожидают дальнейшего уверенного роста рынка онлайн-игр. Леонид Делицын из инвестхолдинга «Финам» прогнозирует, что по итогам 2010 г. объём рынка составит $325 млн (+25%). Елена Крылова из компании iKS-Consulting ожидает продолжения бурного роста сегмента игр в социальных сетях – скорее всего, этот сегмент окажется самым быстрорастущим.

«Я ожидаю, что закончится беспечный рост приложений «ВКонтакте», - говорит Илья Курылёв из компании Flexis Games. - Приложений стало слишком много. Нет рекламы - нет роста. Уже сейчас стоимость привлечения новых игроков через рекламу возросла настолько, что это не всегда выгодно».

Не все социальные сети развиваются синхронно, отмечает Илья Курылёв. Так, «ВКонтакте» уже достаточно зрелый проект, в нём чётко выделились лидеры, издатели, разработчики, популярные жанры и правила ведения бизнеса. В то же время «МойМир@Mail.ru» только в самом начале этого пути, в ней ещё сравнительно немного игр. А одна из самых старейших социальных сетей «Одноклассники» только собирается разрешить сторонним разработчикам создавать и загружать игры. Возможность загружать свои приложения и игры появляется в более мелких социальных сетях, например в соцсети для школьников SchoolOut.

Леонид Делицын считает, что в 2010 г. произойдёт значительное увеличение количества онлайн-сервисов игровых консолей. Дело в том, что растёт рынок приставок (их всё больше продается, и игры продаются эксклюзивно для консолей), во-вторых, популярны многопользовательские игры.

Илья Курылёв уверен, что вскоре на рынке выделятся профессиональные компании-разработчики, выпускающие игры на заказ или на партнёрских условиях. Если раньше игры в основном делались внутренними командами для самих себя, то в новых условиях основной задачей будет не просто сделать какую-то игру, а сделать хорошую игру. Услуги профессиональных команд будут существенно снижать риски.

Вернуться к списку публикаций